Муниципальное унитарное предприятие «РИТУАЛ»

Мифология смерти. Часть 8
Древняя Индия

Культурный фонд и духовные законы Индии воплощаются в древнейших книгах «Веды», созданные на давно мёртвом языке санскрите во втором тысячелетии до нашей эры. Знания помещены в «Ригведе», «Самаведе», «Яджурведе» и «Атхарваведе». На основе данных в восьмой части рубрики поговорим о мифологии смерти Древней Индии.

Мифология смерти. Часть 8. Древняя Индия

Многое из знаний «Вед» утрачено для обывателей, и мудрость, которая заключена в томах, доступна избранных священнослужителям.
Пантеон индийских Богов, божеств и духов невероятно большой. Среди них присутствует Бог смерти Яма.

Изначально люди были бессмертны, но однажды их стало настолько много, что Земля взмолилась к Богу-творцу Брахме за помощью. После раздумий были созданы болезни, а потом и решение сделать живых – смертными. И первым умершим оказался Яма, ушедший на юг, где по легенде находилось Царство смерти, став его хранителем. Как в славянской, греческой и скандинавской культуре, мир живых от преисподней отделяла священная река Вайтарани. Яма в красном облачении путешествовал по земным просторам, взгромоздившись на чёрного быка, держа дубинку и петлю, чтобы схватывать души умерших. В помощь себе назначил двух четырёхглазых псов (сродни древнегреческому трёхголовому Церберу, заграждавшему путь в Царство мёртвых Аида), которые выискивали людей, находящихся в одном шаге от смерти. Как видно, все культурные образы разных народов пересекаются между собой и по-своему схожи.

Мифология смерти. Часть 8. Древняя Индия

Индуизм – это религия, но и философский путь. Считается, что он растёт и развивается вместе с народов, верующим в него, вместе с приходящими годами, представленный в нескольких школах-учениях. Но связующим всегда остаётся следование принципам кармы, реинкарнации, которая когда-нибудь пресечётся, и ахимсе, то есть правилу ненасилия.

Как и в православии, индуисты верят, что после смерти они предстанут перед Высшим Божеством. Душа умершего встаёт перед Богом Яма, которому докладывают о поступках умершего, и тогда тот решает, достойна ли душа рая праотцов, будет ли отправлена в адскую обитель или последует путём реинкарнации в теле человека или животного.

Мифология смерти. Часть 8. Древняя Индия

Индуизм – это религия, но и философский путь. Считается, что он растёт и развивается вместе с народов, верующим в него, вместе с приходящими годами, представленный в нескольких школах-учениях. Но связующим всегда остаётся следование принципам кармы, реинкарнации, которая когда-нибудь пресечётся, и ахимсе, то есть правилу ненасилия.

Представление о смерти у народа Индии и европейского различны. Для последних – это страх, конец всему, в некотором смысле, отвращение из-за преобладания того же страха в силу незнания, но в индуизме смерть – это ещё одна ступень, встреча с добрым другом.

Мифология смерти. Часть 8. Древняя Индия
«Где есть бесконечное, нет прекращения,
Не знает извечное уничтожение».

В древнем эпическом произведении «Махабхарата» есть такие строки о вечности и жизненном пути:

В книге С.Д. Артамонова «Литература Древнего мира» значится: «Человек должен духовно освободиться, подавить в себе всякие желания, как бы подняться над миром житейских треволнений, только так он может якобы избежать бесконечных перерождений и достигнуть нирваны – вечного блаженства [слияния с Богом].

Мифология смерти. Часть 5. Древняя Индия

В религиях индусов, общий комплекс которых получил в науке наименование индуизма, главенствует идея сансары. По этой идее, человек как бы не умирает вовсе, а снова и снова рождается, только в ином обличье. Он может родиться человеком более высокой касты, если вёл добродетельный образ жизни, и, наоборот, более низкой или даже грязным животным, если был порочным и нарушал законы общества». (Для уточнения, каст, или «варны»: брахманы, служители Брахмы (высшая), воины (кшатрии), ремесленники и торговцы (вайшьи), бесправные (шудры) и неприкасаемые (парии).