Муниципальное унитарное предприятие «РИТУАЛ»

Мифология смерти. Часть 7
Древний Китай

Словосочетание «Древний мир» закидывает в прошлое - за школьную парту с учебником по истории. Древнегреческий поэт Гесиод придумал периодизацию мировой истории - божественный, золотой, серебряный, медный и железный - считая, что от века к веку человечество живёт всё хуже. Современная систематизация такая: Первобытное общество, Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время. О мифологии Древнего мира мы говорим в этой рубрике, и сегодня речь пойдёт о Древнем Китае.

Мифология смерти. Часть 7. Древний Китай

Ухудшается ли жизнь человека от века к веку, как утверждал Гесиод, но в «древние» времена многое ещё не имело логического объяснения, а человек наделял окружающее особой силой, фантастической, отчего так интересно выглянуть из современности и разгадать старые, рассыпающиеся в наших руках, истории.

В древней китайской мифологии, сформированной под влиянием буддизма, существовало представление о Диюй, пути перерождения души. Жизненный круговорот определялся согласно карме – насколько добрыми были поступки в этой жизни, настолько успешной выдастся будущая – добродетельные рождались в семьях высших сословий, а наказанные за пороки – в облике животных.

Мифология смерти. Часть 7. Древний Китай

Диюй – это так называемое чистилище, состоящее из десяти залов, или этапов. Поначалу душа попадает в Жёлтый подземный источник, где духи вершат её участь. В существовавшей божественной иерархии, правителем загробного мира был Юй-ди, у которого в подчинении находились другие божества - янь-ван - отвечавшие за испытания в десяти залах Диюя. В чистилище душа должна была прочувствовать всё зло, что совершила при жизни, и испытать сострадания ко всем, кому причинила боль, чтобы переродиться. Иной раз круг испытаний повторялся снова и снова.

Первопредок

Почитание рода в Китае составляет основу религиозного культа. По одной из версий, существовала историческая личность и легендарное божество – Шанди, или «высочайший император», требовавшее к себе почитание как к главе династии и отцу народа. С годами его образ трансформировался в царствующего императора не только на земле, но и на небе, и древние китайцы совершали для него жертвоприношения. Шанди стал именоваться первопредком и небесным покровителем, откуда и пошло представление о Китае, как о «Поднебесной», той стране, что под защитой Неба, высшего императора.

Мифология смерти. Часть 7. Древний Китай

В условиях культа предков для китайцев было важно сохранить внешний вид покойного. Ещё в «предханское» (до начала великой династии «Хан») время китайцы пользовались гробами в рамках погребального обряда. Обычай разрешал дарить гробы пожилому отцу семейства, что воспринималось как дорогой подарок. И пока гроб стоял из года в год в определённом месте дома, его периодически покрывали лаком для сохранности и считался своего рода драгоценностью, был символом уверенности, что и с телом в загробной жизни всё будет в порядке.

Историкам известен и другой обычай, связанный с гробами. Некогда жившие племена Бо, уничтоженные династией Мин, подвешивали погребальное сооружение на скалах, чтобы уберечь тела покойных от осквернения и диких животных. Согласно сказаниям, подобного рода гробы визуально образовывали лестницу между землёй, то есть миром живых, и небом, миром божественным, куда устремляются все души умерших. Такая традиция сохранилась в наше время на Филиппинах.

Долгое время существовала легенда о нефритовых костюмах захороненных императоров. В древнее время во многих странах нефрит, полудрагоценный камень зелёного цвета, имеющий высокую прочность и устойчивость к ударам, ценился как драгоценный редкий камень, и потому нефритовый погребальный костюм мог позволить себе редкий богатый человек. Но в 1983 году в провинции Хэбэй археологи обнаружили гробницу правителя Хуай, останки которого были облачены в сшитые между собой золотыми нитями нефритовые кусочки.

Мифология смерти. Часть 7. Древний Китай
Мифология смерти. Часть 7. Древний Китай

Скульптуры

Развитие изобразительного искусства в Китае во многом связано с погребальной культурой. Во время династии Хан (200 гг. до нашей эры по 200 гг. нашей эры) преобладали фантасмагоричные антропоморфные изображения животных – крылатые львы, кони, драконы, а через время были наполнены рисунками воинов и скорбящих служащих. Красочным примером последнего выступает «Глиняная армия Цинь-ши-хуан-ди», или «Терракотовая армия» 210 года до нашей эры, захороненная с императором династии Цинь и найденная в 1974 году неподалеку от города Сиань. После восхождения на престол в тринадцатилетнем возрасте, император начал строить себе гробницу. Больше восьми тысяч обожженных глиняных скульптур полноразмерных воинов разных рангов, сотни лошадей и колесниц. Считается, анатомическая уникальность скульптур определяется тем, что создавали их по образу реальных людей. Даже детали одежды и ногтевые пластины были выведены кропотливо. Глиняная армия занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифология смерти. Часть 7. Древний Китай
Мифология смерти. Часть 7. Древний Китай