Муниципальное унитарное предприятие «РИТУАЛ»

Мифология смерти. Часть 6
Майя, ацтеки, инки

От древних цивилизаций майя и инков остались разрушенные города, раскопанные предметы культурного достояния, но в давно ассимилированных народах теплится память традиций предков. О культе смерти и потерянных знаниях мы поговорим в очередной части рубрики «Мифология смерти».

Мифология смерти. Часть 5

Эль Диа де лос Муэртос, или День мёртвых. У народов Мексики к смерти иное отношение, нежели у европейских. День мёртвых отмечали в августе древние народы ацтеки и майя, и смерть не представлялась скорбным событием, но началом нового периода. Ацтеки почитали умерших и, главное, Богиню смерти – Миктлансиуатль около месяца. Теперь празднику уделяют два первых дня ноября. Особенность этих дней состоит в том, что мексиканцы не отвергают скорбь, а дают ей вылиться, выплеснуться. В эти дни, по их взглядам, в мир возвращаются души мёртвых и навещают друзей и близких. Кладбища в эти дни освещают сотни зажженных свечей, звучит музыка и пахнет цветами, чаще бархатцами.

Сегодня День мёртвых превращается в карнавал, люди разрисовывают лица и тела, имитируя проступающие кости и черепа. Но в Мехико, ещё в начале прошлого столетия праздник едва не исчез и считался фольклорным пережитком окраин. Изменилось всё из-за популяризации в США Хэллоуина. И теперь Диа де лос Муэртос стал составляющей национального самоопределения.

Мифология смерти. Часть 6. Майя, ацтеки, инки
Мифология смерти. Часть 6. Майя, ацтеки, инки

Майя

Мифология смерти. Часть 5

Майя верили, что некоторые пещеры представляют собой портал в загробный мир, откуда пришли Божества, и считались священными местами для поклонения и жертвоприношения. Так, полуостров Юкатан, поднявшийся более семидесяти миллионов лет назад из воды, весь пронизан такими пустотами. Майя возводили на поверхности земли сложные и красивые храмы, уходящие под землю извилистыми ходами и залами, а тоннели связывали одно здание поклонения Богам с другими, превращая подземный путь в целый город.

Майя почитали Божественный пантеон жертвоприношениями и кровопусканием, проходившие как в семейном кругу, так и пышными церемониями. Кровопускание не всегда заканчивалось смертью, и уважить Богов можно было, отрезав мочку уха, часть губы, сделав надрез на теле, чтобы собрать кровь в сосуд. Но умерщвление людей или животных проходило не реже, и в качестве жертвы могли выбираться не только простолюдины, но и приближённые к правящей верхушке.

Мифология смерти. Часть 5

Говоря о похоронной культуре, многие учёные проводят параллель культур между древними майя и египтянами. Тех роднит способ погребения правителей – в пирамидах, куда закладывались все необходимые в загробной жизни предметы.

Инки

В Перу живут потомки инков и до сих пор говорят между собой на древнем диалекте кечуа, называя себя кьеро. Главный в их пантеоне – Бог Солнца Инти, и традиционную церемонию восхваления ему они проводят и поныне в день зимнего солнцестояния, 22 июня, используя фрукты, овощи, рис, цветы. Ежегодно мероприятие в театрализованном пышном формате совершается в храмовом комплексе Саксайуаман недалеко от Куско. Но раньше праздник сопровождался многочисленными жертвоприношениями.

Мифология смерти. Часть 5

Как пишет в книге «Потерянные царства» Захария Ситчин, хороня знать, инки мумифицировали тела и окружали те предметами роскоши. Но до наших дней величие культуры дошло в скудном виде – изделия из благородного металла разграбили конкистадоры, переворачивая вверх дном дома мёртвых и увозя награбленное в Старый Свет.

Но интересным в культурном сохранившемся до наших дней достоянии племён нынешней Мексики можно назвать образ Великого Потопа, который описывается и в Библии, и представление о Творце.

Мифология смерти. Часть 5

В книге «Потерянные царства» Захария Ситчин пишет: «Во времена Манко Капака, который был первым Инкой и после которого их стали называть Детьми Солнца… они имели точное представление о Потопе. Они рассказывали, что вода поднялась выше самых высоких гор, и в ней погибли все люди и все другие создания. Из живых существ спаслись только мужчина и женщина, которые укрылись в ковчеге; когда вода спала, ветер отнес их в Уанако, расположенный примерно в семидесяти лигах от Куско.

Создатель приказал им остаться здесь, и именно отсюда, из Тиауанако, Создатель начал расселять народы и племена этих земель». Жизнь на земле начала возрождаться после того, как Создатель вылепил из глины по одному человеку из каждого народа, мужчин и женщин. Он вдохнул в них жизнь и отправил в отведенные для каждого места на Земле. Те, кто не соблюдал обряды поклонения богам, были превращены в камень. На острове в озере Титикака помимо Создателя находились Луна и Солнце, куда они пришли по его приказу. После того, как Земля вновь была заселена людьми, Луна и Солнце опять заняли свои места на небе».