Муниципальное унитарное предприятие «РИТУАЛ»

Мифология смерти. Часть 5.
Месопотамия

«Зачем ты мне дал в сыновья Гильгамеша и вложил ему в грудь беспокойное сердце?» - Вопрошает в одном из эпосов о народном герое Месопотамии царица Нинсун. О жизни и чаяниях шумерского народа известно не так много, и всё это покрыто легендами. Но похоронные обряды у них чем-то схожи с древнеегипетскими, хоть и имеют некоторые отличия. О культуре Месопотамии будет рассказано в рубрике «Мифология смерти».

Мифология смерти. Часть 5

Месопотамия, в переводе с греческого, означает «междуречье», цивилизация, процветавшая в долине между реками Тигр и Евфрат и возникшая в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Уникальный народ, достигший высот развития, создавший письменность в виде пиктографического письма, повлиял на многие тогдашние государства - Египет и Грецию – и правильнее говорить, что не у шумер есть что-то общее с другими народами, но именно те иностранные города переняли что-то у древних месопотамцев.

Шумеры прекрасно разбирались в астрологии, что выявил математик и историк Отто Нейгебауэр, изучив месопотамские календари с 622 по 328 годы до нашей эры, и заключил, что знания их превосходили греческие.

Мифология смерти. Часть 5

И культура жителей Двуречья была богата и разнообразна. Доныне знамениты крылатые львы (именуемые «шаду») и быки, с человеческим лицом, орлиными крыльями и пятью ногами и хвостом быка, покровительствовавшие владыкам и оберегавшие дворцы. Именно в Месопотамии когда-то находилось одно из чудес света – висячие сады Семирамиды, построенные легендарным правителем Навуходоносором Вторым. Здесь же стояла семиэтажная Вавилонская башня чуть больше девяноста метров в высоту. К тому же, шумеры имели гидротехнические сооружения, которые могли бы затопить окрестности столицы – Вавилона – чтобы та не досталась врагу.

Как такового культа мёртвых у них не было, что не идёт в сравнение с Древним Египтом.

Мифология смерти. Часть 5

Ученые многое почерпнули о похоронной культуре шумер, изучив знаменитый эпос о Гильгамеше. Когда друг главного героя умирает на его руках, Гильгамеш желает узнать парадокс жизни у вечного Утнапишти, который, как Ной в библейском повествовании, спас себя, семью и скот от потопа. В представлении шумер мир – это мировой океан, в котором плавает Земля. «Там же острова блаженных (рай). Земля окружена горами. Между двумя горами – медные ворота, Бог Шамаш (Солнце) проходит через них, чередуя день и ночь. Где-то за ними находятся воды смерти и преисподней. Охраняют ворота люди-скорпионы», - написано в книге «Литература Древнего мира» за авторством С.Д. Артамонова.

Хоронили шумеры за чертой города и только в землю, нередко на другой стороне реки, и потому в этом процессе участвует перевозчик, как в мифах других народов (как Харон перевозил в Греции через реку Стикс), только в Междуречье это отображалось реальным существованием водных преград. Нередко могилы (гробов не было) размывались водой, и трупы плыли по рекам, гонимые течением. В шумерской культуре эта картина называлась «бренностью бытия» и, очевидно, мало кого пугала. В землю с покойным, по возможности, клали богатство и делали жертвоприношение. Приглашали плакальщиц.

Мифология смерти. Часть 5

В сохранённых текстах шумер много философских рассуждений о мире – что важнее, тот или иной предмет, одна стихия против другой. Во всё старательно закладывали смысл. И если похоронная культура не была столь пышной, как в других цивилизациях, то во всём, что окружало шумер, они видели смену жизни и смерти, как в сказаниях Древней Руси, как и всех народов мира, для которых была важна связь с землёй и цикличностью времени. Это хорошо прослеживается в сказаниях о временах года и в эпосах: противоборство весны и зимы, бой нового с отжившим старым и путь героя народных рассказов с победой над врагами.