Муниципальное унитарное предприятие «РИТУАЛ»

Мифология смерти. Часть 3
Древний Египет

Одним из загадочных периодов на Земле, до сих пор неизведанных и не раскрытых для умов учёных, остаётся эпоха Древнего Египта. Быть может, современный человек никогда не узнает правды возникновения пирамид, Сфинкса, рисунков в гробницах, но мы имеем овеянные мистикой, пропахшие жжёными травами и умасленные ароматными маслами мифы и ритуалы народа, жившего на берегу священной реки Нил под тенью фиников и пальм. Продолжая рубрику «Мифология смерти», поговорим о похоронной культуре Древнего Египта.

Мифология смерти. Часть 3

«…каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким прочих людей», - писал Гомер о египтянах.

На самом деле сфинксов в Древнем Египте было больше, чем один знаменитый – это вообще было распространённое символичное украшение и оберег во многих царских дворцах и Божественных храмах с необъятными колоннадами.

Мифология смерти. Часть 3

В Древнем Египте существовал огромный по площади некрополь, расположенный и сохранившийся до наших дней на левом берегу Нила. «Город мёртвых», «Мемнониум», Долина Царей и Цариц, укрыл в своей тишине не меньше ста пятидесяти миллионов человек. И первая усыпальница была возведена для фараона Тутмоса Первого. На той территории в хижинах сразу и жили бальзамировщики, располагались лавки с каменными и деревянными саркофагами, полотнами для пеленания мумий, украшениями и животными для жертвоприношений.

Египтяне поклонялись Богу Солнца – Ра. Подземным царством ведал Бог Осирис, своим образом олицетворявший вечное возрождение и смерть природы (по легенде, его растерзал брат Сет, а супруга Богиня Исида и сын Гор оживили). В египетском пантеоне занимали немаловажное место обожествлённые животные – Бог Луны Тот (в облике птицы Ибис), бык Апис, кошки.

Мифология смерти. Часть 3

Именно Древнему Египту присуща в большей мере философия смерти. В их картине мира после жизни земной всегда наступает – загробная, а её обеспечивало соблюдение сложной системы ритуалов. Предметы жизни под солнцем должны были перекочёвывать в жизнь после смерти, поэтому могилы и пирамиды всегда были начинены оружием, транспортом, всевозможными фигурками слуг, кувшинами, драгоценностями, всего, что понадобиться там.

Мумификация связана с представлением египтян о месте человека в мире. Если тело исчезнет, возможности жить уже не будет. Поэтому много усилий прилагалось для качественного бальзамирования умершего и хранения в саркофаге, и, в том числе, было немаловажно передавать в скульптурах и настенных рисунках сходство с первообразом.

Мифология смерти. Часть 3

Изначально египтяне хоронили людей даже без использования гробов – закапывали в горячий сухой песок, что сохраняло тело, подсушивая, как при смерти. Но затем появилась искусство мумифицирования, достигшее высоты в период Нового царства. Перед процессом, чтобы осушить, в тело вводили соду или клали его в порошковые содовые ванны до 60-70 дней. Через разрез в диафрагме добирались до внутренних органов. Сердце оставляли на своём месте и, бывало, почки. Органы обрабатывали и перекладывали в отдельные сосуды. Мозг удаляли изогнутыми инструментами через ноздрю.

После этого тело набивали пеплом, опилками для принятия формы, возвращали вынутые внутренние органы, раскрашивали, надевали парик и устанавливали искусственные глаза из камня или ткани. А разрезы на теле склеивали.

Мифология смерти. Часть 3

На пеленание уходило много ярдов ткани. Обмотав спиралью раз, на ткань клали амулеты, а затем обмазывали смолой, и так в несколько этапов.

Живые относились к умершим как к продолжающим жить, и нередко в гробницах археологи находят «Письма к мёртвым», где родственники обращаются с вопросами и пожеланиями (чаще всего, если у них случались неприятности, то спрашивали, за что так поступил покойный, насылая проблемы?).

Мифология смерти. Часть 3

У египтян существовали свитки, на которых были написаны заговоры, позволявшие мёртвым пройти свой загробный путь, не поддавшись злым демонам. Название им «Книга мёртвых». Она вмещала описания пути, толкование обычаев, расшифровка деталей. Главной задачей свитков было декларирование жизни покойных.

Писательница Барбара Мерц в книге «Красная земля, Чёрная земля» выразилась, что «страх перед мёртвыми вызывается страхом перед смертью. […] способ защиты от мёртвых – это забота о них: если вы содержите их в достатке и счастии, они не будут вредить и даже могут помочь вам». И в то же время: «Забота о мёртвых – это шаг вперёд. […] Старый спор о том, что именно породило захоронения – страх или привязанность, - бессмыслен: ничто не препятствовало этим причинам действовать вместе».