Муниципальное унитарное предприятие «РИТУАЛ»

Мифология смерти.
Часть 2 - Древний Рим

Продолжаем цикл «Мифология смерти», и на этот раз рассмотрим ритуалы и картину подземного мира Древнего Рима, империи, восхваляемой и описанной в трудах таких умов как Овидий, Гораций, Платон, Шекспир, Пушкин и многих-многих других.

Мифология смерти. Часть 1

Религия Рима – политеизм – представляла собой веру в пантеон из нескольких Богов, о которых слагались легенды, кому строились величественные и прекрасные здания, святилища, и кому совершались жертвоприношения. Сейчас мы глядим на руины когда-то несокрушимой цивилизации, главным двигателем которой была борьба, войны за территорию и присвоение чужих земель и людей. Благодаря цели вырасти из небольшого полиса в мировую державу, римляне покорили народы Средиземного моря и добрались до Ирана.

Начнём с того, что римляне – и в этом они не стыдились признаться – многое переняли от греков, как культурное наследие, так и религиозное – Бог Юпитер тот же Зевс, Богиня Венера та же греческая Афродита, Юнона – Гера, Нептун – Посейдон, Меркурий – Гермес.

Мифология смерти. Часть 1

У древних римлян существовало чёткое представление о человеке – он состоит из тела, души и призрака, то есть тело умирает (чаще всего его сжигали), сохраняя пепел в урнах, душа воспаряет в небеса, но призрачная тень уплывает в загробное царство. Невинные отправляются в Элизиум, а злые – в обнесённый тройной стеной Тартар, где их встречает и перевозит через реку Ахеронт, или Стикс, Харон мимо хранителя поземного царства, многоголового огромного пса Цербера. Непогребенные тени витают над рекой и ожидают своей очереди долгие годы. Но спустя века, омытые водами реки забвения Леты, бестелесные существа возвращаться в мир живых.

«Мы заключаем душу в могилу», как писал Вергилий

В Древнем Риме существовали уже так называемые похоронные бюро, которые организовывали бальзамирование покойного (тело могло несколько дней лежать дома), пение, плачь, танцы. Часто натирали тела кедровым маслом, солью или мёдом, затем облачали в одеяния, соответствовавшие по сану и всевозможные награды вместе с украшениями в виде живых цветов. В рот покойному клали монету в уплату Харону. Как показывают сохранившиеся описания, похороны старались сделать пышными, ведь римляне верили в жизнь после смерти. У входной двери обязательно лежала кипарисовая или еловая ветка.

Мифология смерти. Часть 1

Известно, что в определённые поминальные дни родственники приносили к могиле фрукты, овощи, мясо (которое сжигалось), молоко, вино – всё это было подношением умершему и ни в коем случае не потреблялось живыми людьми.

Несколько дней после похорон (не меньше девяти) родственники носили траур, а потом устраивали пир, чаще всего на форуме, и в особенности, если покойный имел высокий сан. Также существовали «похоронные сообщества», в которые время от времени вносились пожертвования, чтобы после смерти иметь возможность быть захороненными или кремированными.