Муниципальное унитарное предприятие «РИТУАЛ»

Мифология смерти. Часть 1

Образ смерти в утвердившихся современных религиях нам относительно понятно. Представители определённых конфессий сами могут рассказать о ритуалах и картинах загробного мира. Но вот что думали предки, народы во времена язычества, когда люди поклонялись многим Богам, каждому из которых определялась своя роль в мировом порядке? Цикл статей пойдёт о Божествах, которые встречали и провожали покойных в мир за чертой жизни.

Место упокоения

Говоря о языческой Скандинавии, на ум сразу приходят образы викингов, бороздивших водное пространство и с жутким рёвом нападающих на племена и иноземные города. О них ещё в те далёкие времена писали, что эти северные воины дрались так, словно смерти нет.

Мифология смерти. Часть 1

У викингов не было единого обряда прощания с покойными – археологи находят как захоронения в виде холмов, курганов, так и свидетельства, что воинов сжигали на кострах или в кораблях (последние способы прощания были популярны на территории Англии, Исландии, Норвегии и даже в России, куда отправлялись выходцы со скандинавских земель). В деревянных погребальных камерах встречаются припасы продуктов, останки животных и драгоценностей, приносимых, очевидно в дар Богам. Нередко рядом со скелетом мужчины обнаруживается и - женщины, которой была уготована роль сопроводителя в загробный мир через жертвоприношение.

Так описано в книге «Древние скандинавы – сыны северных Богов» за авторством Хильды Эллис-Дэвидсон: «Вокруг закопанных в землю урн с прахом сожжен¬ного покойника из камней выкладывали силуэт кораб¬ля. Если человек, жертвуя хорошим морским кораблем для погребения мертвого, не пытался избежать больших трат, то можно предположить, что подобная практика имела для людей того времени большое значение и глу¬бокий символический смысл». Также из источника значится: «На правый борт мор¬дами к носу клали трех или четырех лошадей, на левый -корову или быка, нескольких овец, свиней или со¬бак, а иногда и птиц: ястребов, журавлей, гусей и уток».

Мифология смерти. Часть 1

Корабли как место упокоения могли быть захоронены на суше, водружены на брёвна и подожжены или же их пускали по течению водного пространства, а потом поджигали горящими стрелами. Но при этом корабли как захоронение не были обременены неизменными традициями: людей хоронили на корабле с поднятым якорем или, наоборот, заваленным камнями, в лодке или в сооружении на судне.

Дворец павших

Мифология смерти. Часть 1

Вальхалла. Так называется в германо-скандинавской мифологии чертог или дворец, куда устремляются воины в сопровождении валькирий после достойной смерти на поле боя, и где пируют они за одним столом вместе с Одином, верховным Богом. И находится таинственная и желанная Вальхалла посреди небесного города Асгарда. По легенде дворец сооружен из щитов, кольчуги, шлемов и копий.

После смерти доблестные сыны Одина продолжают пировать, биться на мечах, оттачивая удары, чтобы в час Рагнарёка выступить в едином строю под предводительством Одина.

Мифология смерти. Часть 1

Именно поэтому викинг в бою был страшен – он фанатично убивал, не боясь смерти, чем пугал защитников других народов.

Людей, кто не попал в Вальхаллу, в своём нижнем мире встречала Хель, дочь Локи - Богиня смерти. И мир её носит название Хельхейм, Хельгард, Нифльхель. Если вдаваться в этимологию слов, но как уже становится понятным, скандинавская Богиня смерти дала название известному в западной культуре празднику Хэллоуин, или праздник мёртвых. А английское слово «hell» переводится не иначе как «ад», откуда следует, что перенятый европейский и американский праздник середины осени не что иное как дань смерти и преисподней. К слову, у викингов существовало поверье, что в Рагнарёк, или конец господства Богов, именно Хель поведёт свою армию мёртвых на взятие Асгарда. Стоит быть осторожнее в выбором празднеств.

Мифология смерти. Часть 1

В Хельгарде протекает река Гьёлль, через которую перекинут мост Гьялларбру, звенящий, если на него ступит живой человек. Славянская мифология перекликается со скандинавской, и в летописях наших предков есть упоминание о реке в мире мёртвых названной Смородиновой, а мост её именуется Калиновым.

Представление о смерти в скандинавской мифологии лишено боли, пыток и жара преисподней. Считается, так как викинги жили на северных землях, где господствует холод и зима, то и загробный мир не имеет жаркого пламени, что, скажем в дополнение, описывалось и в древнеславянских легендах о мире Богини смерти Мораны, или Мары.