Муниципальное унитарное предприятие «РИТУАЛ»

Фаюмские портреты

Две тысячи лет назад египтяне создавали портреты умерших людей с такой точностью и живописностью, как смогли европейцы повторить только через несколько сотен лет.

Фаюмские портреты

Впервые похоронные портреты с фотографической точностью в большом количестве были найдены рядом с египетским оазисом Эль-Фаюм 1887 году и были датированы первым-третьим веком нашей эры. До этого единицы портретов путешественники находили с начала XVII века по всему Египту. В 1892 году археолог из Германии фон Кауфман нашёл Гробницу Алины в Хавара 24-го года нашей эры с десятками, прославившихся вскоре, портретами. Как выяснилось, портреты пеленали поверх лиц мумий льняными бинтами так, чтобы, как считается, в загробном мире люди могли узнать друг друга. До этого на мумии накладывали гипсовые расписные маски. Коллекция ритуальных портретов хранится и в России – в Музее имени А.С. Пушкина.

На изображение Фаюмских портретов повлияла политическая ситуация в Египте, сначала завоёванном в четвёртом веке до нашей эры Грецией, а затем попавшем под влияние культуры Рима с первого века до нашей эры. Главное, что почерпнули египетские художники у древнегреческих – техника энкаустика, когда рисунок исполняется на кедровых или кипарисовых дощечках расплавленными красками, связующим элементом которых служит воск - таким способом изображались позже раннехристианские иконы. Объёмно прорисованные лица, яркие цвета, игра светотени, выразительность черт и деталей одежды – всё, что до этого было не свойственно египетской живописи, вдруг расцвело две тысячи лет назад.

Фаюмские портреты

Исследователи подтвердили, что большинство портретов, а на них изображались молодые люди, были написаны заранее, возможно, данные рисунки украшали гостиные, как было принято в Древней Греции и Риме. Единственное, что пытались подчеркнуть, лишая изначальной формы, художники – размер глаз покойных, прорисованные чуть больше, чем те были в действительности, но лишь для того, чтобы соответствовать идее, что душа уходит из тела через рот, а возвращается – через глаза. Или глаза – зеркало души.