Муниципальное унитарное предприятие «РИТУАЛ»

Почему смерть с косой?

Канонический образ смерти – женщина в чёрной мантии и с косой в руке – устоявшееся представление, находящее отклик во многих культурах. Но почему именно такая символика – узнаем в этой статье.

Почему смерть с косой?

Смерть с косой – символ устоявшийся, и во многом ведёт историю от жертвоприношений для плодородного урожая. Во многих религиях Боги были многолики, и те, кто покровительствовал богатому урожаю, чаще имели и силу забирать как на жатве – души умерших. Так, Богом загробного мира и плодородия в Древнем Египте был Осирис, а в Древнем Риме – Сатурн. Древние славяне называли смерть Богиней Мораной, которая острым серпом срезала нити жизни.

Смерть – неотъемлема в круговороте жизни, и древние об этом не забывали. Богам приносили жертвы и окропляли землю кровью.

Почему смерть с косой?

В Древней Греции образ вершащего суд существа с серпом или косой приписывали титану Кроносу. Его отцу Урану было сказано о свержении с трона собственными детьми, и тот возвращал каждое чадо обратно в лоно жены Геи, Богини Земли. Но она ослушалась супруга, и последнего ребёнка – Кроноса – спрятала. Когда Кронос вырос, он взял от матери серп и оскопил отца, из крови которого на земле появились фурии. Сам Кронос по некоторым легендам из-за этого стал покровителем плодородия и времени – до конца неизвестно, являются ли Кронос и Хронос (Бог времени) одним и тем же Божеством.

В Европе до Средневековья долгое время смерть представлялась ангелами, спускающимися для успокоения умирающего, либо всадником с мечом (чем перекликается с греческим Танатосом, который приходил, чаще к представителям богатого сословия, с мечом, срезая прядь волос и тем самым забирая душу – весьма торжественный ритуал и величественный образ). Но череда страшных эпидемий, подкосивших численность населения, исказила образ смерти, преобразим до скелета в чёрной мантии и косой.

Почему смерть с косой?

В то же время появилась традиция в европейской культуре рисовать «Пляски смерти» - это несколько фресок, картин и скульптур на одну тематику – смерть забирает всех, несмотря на сословную принадлежность. Христиане ожидали конец света, считая волны чумы, которые обрушивались на города, карой небесной и страшным предзнаменованием, а смерть, соответственно, нещадно «косила» народ. Вот тогда и возник цикл аллегорических и поэтических образов, делая Жнеца романтизированной частью культуры Средневековья. Вероятно, через искусство люди пытались сделать образ менее устрашающим и дать себе тем самым надежду на лучшее будущее. Так, смерть получила образ земледельца с косой, царя загробного мира, шута или шулера, играющего с человеческими жизнями, или уличным артистом, заводящим ротозеев в свой судьбоносный хоровод.