Муниципальное унитарное предприятие «РИТУАЛ»

Похороны древних славян

Говоря о похоронных традициях древних славян, надо подразумевать культ предков. Недаром издревле было важно знать родственную связь не до третьего колена, как это, увы, происходит в наше время, а до девятого и дальше, уходя вглубь обширного и запутанного как корневище, семейного древа.

Цвет скорби

Эта статья, скорее, напоминание о важности почитания близких, перекликающаяся с историческими записями научных деятелей по археологическим материалам о жизни тех, на чьей земле сейчас возвышаются горам подобные города, и такой небольшой, как Краснознаменск.

Жизнедеятельность древних славян была пронизана символичностью, почему, изучая её, можно с точностью определить миропонимание тех людей. Они следовали правилам испокон веков, перенимали мысли старцев и чтили заветы. Основные вехи в погребальной культуре, согласно раскопкам, таковы:
- захоронение в яме скорченных в эмбрионоподобном положении умерших, с несколькими элементами быта (от украшений до мисок и оружия). Учёные связывают скорченную позу покойного с дальнейшим его перерождением, на что указывает и красная охра, которой осыпали труп - как символ крови, возможно даже, чрева. Часто такой вид захоронения встречался в бронзовом веке, но находки есть и далеко позднего периода;
- последующим этапом стало вытянутое погребение - традиция действует по наши дни (как сожжение, или кремация). Такая поза передавала отношение к умершему, как к спящему человеку. В культурных обрядах славян большое значение предавалось анимистичности, неразрывности связи природы и человека. Но эмбриональность позы покойного, символизирующей многократное перерождение, сменилась окончанием этого пути - человек засыпал и уходил в загробный мир. Сегодня православие говорит о жизни после смерти и ожидания часа Великого Суда;
- захоронение с использованием курганов являлась частью торжественного богатого обряда, то есть не обязательным и не часто встречающимся. В курганах археологи находят драгоценности, княжеское оружие, скелеты жертвенных животных. Нередко курганы украшались и доспехами. Историки находят упоминания об «огненных кольцах», или так называемых «крадах», вокруг курганов, неглубоких канавках с горючим веществом и дровами;
- ритуальное сожжение с последующим захоронением праха в урне (нередко с изображением лица). Кремация сохранялась у славян даже с приходом христианства, о чём свидетельствуют записи летописца Нестора в двенадцатом веке - с тризной, жертвенным костром и деревянной домовиной для урны.

Цвет скорби

Но как при захоронении тела, так и урны, над местом воздвигали столп или деревянную домовину, так же называли и деревянный гроб, то есть подобие дома. Покойника приводили всегда в опрятный вид. Этнографы называют слово «опрятный» родственным слову «спрятать». После погребения справлялись поминки, или «тризна», «страва».

У древних славян уже тогда было представление о загробной жизни как о попадании умерших в прекрасное, дивное место – рай (или «ирия», в месте восхода солнца, откуда прилетают перелётные птицы), находящийся высоко в небе. Души могли прилетать к родным, оттого уже в те времена существовала традиция ежегодного поминовения предков на радуницу, или родительские дни, которые сохранились и сегодня. Топили баню, отмывали хату и готовили обрядовые яства, чтобы вспомнить добрым словом умерших, отложив им часть ритуальной еды.

Цвет скорби

Далее приведём выдержку из книги «Нечистая, неведомая и крёстная сила» С.В. Максимова от 1903 года: «Костры из соломы, зажигаемые весной, в интервале от 19 марта до 22 апреля (в зависимости от пасхального диапазона: 22 марта - 25 апреля) в «Великий четверг» страстной недели, упомянутый Иваном Грозным. Разведение костров сопровождалось «кликанием мертвых», т. е. теми самыми действиями, которые приписывались Карне, богине погребального плача и причитаний. Этнографическими материалами подтвердилась даже такая упомянутая царем-этнографом деталь, как то, что четверговые костры разжигались «порану»: на Севере, «чтобы заговорное слово было крепко, ходят в лес (в «великий четверг») до солнечного восхода за вересом или можжевельником... ранним же утром, до восхода солнца зажигают его на сковороде посреди избы на полу и все члены семьи скачут через этот огонь». В этот же день хозяин дома, где поминают умерших, прокапчивает «четверговой свечей» три креста на косяке входной двери.

Похоронная традиция всегда была неотъемлемой частью жизни любого древнего человека. Культура отдавать почтение умершим изменялась с тем, как увеличивались обширные земли предков и как в их быт вливалась информация других народов. Но главным – как и сегодня – оставалось неизменным культ предков и почтение к загробной жизни.