Муниципальное унитарное предприятие «РИТУАЛ»

Надгробные памятники конца XVIII — начала XX веков

В одной из московских библиотек попалась интересная статья на нашу с вами общую тематику – некрополи Тульской области в исполнении Ирины Ковшарь. Похоронная культура с точки зрения архитектуры, истории и искусства, в целом, обладает множеством удивительных качеств – она раскрывает нам… себя. То есть, нас самих.

Надгробные памятники конца XVIII — начала XX веков

Звучит, может, и мрачно. Как так вышло, что чёрная тень ритуальных услуг, холодная как склеп и скорбная, как самый надрывный плач, способна открыть в людях новые окошки в затуманенном будничной суматохой сознании? Как минимум, человек, коснувшийся изучения данной темы узнаёт о культуре своей Родины, а там и до своих предпочтений недалеко.

Вернёмся к Тульскому некрополю, рассмотренному Ириной Ковшарь, как памятник истории, отражающий не только архитектурное значение в развитии страны, но и как элемент экосистемы – природной и социальной одного города. «Некрополь сохраняет вековые обряды и обычаи в мистерии погребения и поминания, – пишет во вступительной речи автор. – Дошедшие до наших дней старинные кладбища Тулы – Всехсвятское, Спасское (Зареченское) и Чулковское (Дмитрия Солунского),— возникли в конце XVIII века в связи с эпидемией чумы, которая особенно лютовала в Москве. Тула была первым городом, в котором за чертой города отвели места под общие кладбища – для погребения всех горожан, независимо от сословий и состояний, принадлежности к тому или иному приходу».

Надгробные памятники конца XVIII — начала XX веков

По современным меркам, даже 50 лет – это уже исторический памятник, дошедший до нас и несущий обломок когда-то существовавшей эпохи. А что тогда говорить о 200 годах нетленной (но рассыпающейся) жизни надгробий? На одном из старых кладбищ Тулы – Всехсвятском – можно найти надгробия конца 18 века. На его месте хоронили старообрядцев, правда, материальных данных уже не осталось. «С 1833 по 1863 г. была возведена трехъярусная колокольня по проекту В.Ф. Федосеева, ученика и соратника великого Карло Росси. До сих пор она при подъезде к Туле видна более чем за десять километров. В 1902-1910-х годов кладбище обнесли кирпичной стеной, закрепившей территорию в 34,5 га. В 1969 году в связи с нехваткой земли кладбище было закрыто для погребений».

Большинство каменных изваяний сделаны мастерами из белого камня – известняка, который поддаётся обработке и из него легко можно вырезать изображения и надписи. Основные элементы Всехсвятского некрополя созданы в стиле барокко и классицизм. «У них сложная, криволинейная форма, рельефы высокие, в качестве декоративных элементов используются изображения изгибающихся ветвей, фигурок путти и ангелов, драпировок с кистями, сложные по рисунку рамки и др. (саркофаги алексинского купца С.П. Савватина, 1772 г., Т.Т. Лугининой, 1785 г., В.И. Мосоловой, 1795; надгробная плита священника Г. Авраамова, 1774 г.)».

Надгробные памятники конца XVIII — начала XX веков

Столица влияла на близко находящуюся Тулу даже в манере исполнения надгробных памятников – по форме и декору. «Но с начала XIX века в Туле проявляются новые черты. Повсеместно распространенным формам надгробий придается подчеркнуто изысканное звучание, общепринятые изобразительные элементы в виде букетов цветов, лент, завитков и пр. выполняются в чрезвычайно низком рельефе, тонко и уверенно. Учитывая, что на оружейном заводе мальчиков с детства обучали «художеству», можно утверждать, что в Туле действовала профессиональная мастерская по изготовлению художественных надгробий».

Поначалу саркофаг был исключительно сословной принадлежностью – богатых купцов и дворян. А с середины 19 века он лишился этой привилегии. И разительно начал отличаться декором фасадов. «Вместо фигур плакальщиц или «букетов» возникают изображения 6-, 8-, чаще 12-лепестковых цветков, символизирующих Христа. Их исполнение не требует столь высокого профессионализма, что доказывает снижение уровня профессионального мастерства тульских резчиков». Таким образом, можно проследить образование мастеров в Туле и творческое веяние.
«Художественный металл на кладбище представлен очень широко и в виде надгробных памятников, и в виде оград. Кованые железные ограды и кресты поражают разнообразием общего рисунка, скомпонованного всего из 3-4 элементов. Кроме часовен, чугунные памятники представлены крестами. Литые кресты, как правило, ажурные, различного рисунка. Такие кресты изготавливались в конце XIX – начале ХХ вв. на всех чугунолитейных предприятиях Тулы, в т. ч. и на крупнейшем тогда Судаковском (Косогорском) заводе. А вот чугунных оград гораздо меньше. Зато на кладбищах Тулы встречается несколько чугунных скульптурных надгробий, в т. ч. на могиле мещанки Степановой – 3-метровой высоты чугунный ангел (1901 г.)».
А потом наступило советское время, резким и грубым движением надолго отбросив религиозную тему в памятниках и добавив прагматизм в их исполнение. Но как заметил автор статьи, «изучение культуры прошлого должно способствовать возрождению нравственности общества».